В итоговом собеседовании по русскому языку 10 февраля 2021 года приняли участие 14 девятиклассников ГБОУ ЛО «Волховской школы», а по всей Ленинградской области - 14,5 тысячи девятиклассников из 337 школ.
Обучающиеся проходили собеседование по месту обучения в очном формате.
Процедура хорошо знакома ученикам и организаторам проведения ИС.
Учитель русского языка и литературы школы Татьяна Николаевна М. считает, что форма итогового собеседования по русскому языку в 9 классе оправдана как способ оценивания коммуникативной компетенции обучающихся. Она отражает сформированность навыков осмысленного чтения текста, устного пересказа на основе подготовленных выпускниками материалов, создания собственного текста на выбранную тему (часть - монолог), навыка свободного, аргументированного общения. Педагог поделилась так же своими наблюдениями: «Учащиеся очень сильно нервничают.
Кто-то не скрывает страха и волнения, кто-то пытается бравировать и говорить, что это и не экзамен вовсе. Кто-то заикается, пытаясь подобрать слова, у кого-то пропадает голос, а в микрофон нужно говорить громко и четко. У некоторых подростков так трясутся руки, что они и ручку-то держать не могут. Поэтому заранее нельзя предугадать, кто как сдаст экзамен».
В помощь педагогам, работающим на итоговом собеседовании, были организованы региональные вебинары по проведению ИС.
Участники итогового собеседования выполняли четыре задания: чтение текста вслух и его пересказ (со вставкой в него предложенной цитаты), монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
Председатель комитета образования Сергей Тарасов отметил значимость коммуникативной компетенции, проверяемой на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе: «Умение внимательно слушать и грамотно выстраивать диалог с людьми – главный навык, необходимый в достижении поставленных целей, важнейшее условие для самореализации личности».
Задания вызвали живой интерес школьников и педагогов. Предлагаемые тексты для чтения – это рассказы о выдающихся людях нашей страны.
В одном из вариантов заданий собеседования нужно было прочитать и пересказать текст о русском и советском писателе Павле Бажове (1879-1950). Он наиболее известен как автор уральских сказов. И взрослые, и дети любят мультфильм «Серебряное копытце», читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка». Его книги переведены на десятки языков мира. В 2013 году уральские сказы Бажова вошли в список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения.
В другом варианте предлагался текст о педагоге Викторе Николаевиче Сороке-Росинском (1882–1960). В 1920 году Виктор Николаевич стал директором Школы трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД). В школу принимали самых трудных подростков, которых Революция 1917 года и Гражданская война лишили дома. Эти дети выживали, побираясь, воруя, участвуя в бандитских налётах.
Сорока-Росинский в большей степени уделял внимание не физическому труду, а творческой, познавательной деятельности. Оказавшись в ШКИДе, бывшие преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Выпускники школы стали известными журналистами, писателями, режиссёрами, инженерами, военными.
Интересными были и вопросы собеседования, предлагавшиеся в заданиях для монолога и диалога: «Почему важно быть вежливым человеком?» «Для чего человеку нужна сила воли и как она помогает преодолевать трудности?».
Все предложенные темы соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста.
Ученики 9а класса отметили, что в основном затруднения на экзамене вызвал пересказ текста и монолог. Сам процесс собеседования проходил в спокойной обстановке. Организаторы каждого обучающегося перед экзаменом подбадривали, давали советы о том, как преодолеть волнение.
После экзамена ребята поделились своими впечатлениями:
Паша Л.: «Я сильно перенервничал. Мне не удалось ответить на вопрос в четвёртом задании. В целом экзамен сдал, но мог бы и лучше».
Дмитрий Г.: «Экзамен прошёл хорошо. Самое трудное для меня было задание под номером 2- пересказ. Мне попался текст о знаменитом писателе Павле Петровиче Бажове. Текст интересный, но сложный. Больше всего мне понравилась беседа с собеседником».
Данил М.: «Обстановка на собеседовании была доброжелательная. Самое главное надо было справиться с волнением. Организаторы нас подбадривали перед экзаменом ».
Эксперт ИС Оксана Леонидовна Ф.так же высказала своё мнение: «Собеседование-показатель качественной подготовки выпускников. Считаю, этот экзамен нужен и важен. Организаторами продуман весь процесс. При собеседовании основными ошибками были: искажение незнакомых слов при чтении; слишком быстрый темп, «заглатывание» окончаний; расстановка логических ударений не совпадает с пунктуацией; ошибки в фактах текста при пересказах. Основная проблема наших детей - бедный словарный запас, особенно мало абстрактной лексики на тему культуры, ценностных ориентиров, характеристик человека».
Результаты собеседования - «зачет» или «незачет» - станут известны участникам не позднее 15 февраля 2021 года.
Для выпускников, получивших «незачет», либо не явившихся на собеседование по уважительной причине, предусмотрены дополнительные дни - 10 марта и 17 мая.
Успешный результат итогового собеседования является для девятиклассников допуском к выпускным экзаменам.