Курс «Коррекционно-развивающие занятия»
Курс реализуется учителем-дефектологом в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Курс обеспечивается системой дефектологического сопровождения, включающей проведение диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей и организационно-методической работы специалиста. В ходе дефектологического сопровождения осуществляется специализированная помощь обучающемуся в динамике образовательного процесса.
«Психокоррекционные занятия (дефектологические)» создаются по модульному принципу.
Цель курса – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся , а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.
Задачи курса:
- коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;
- формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций;
- развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов;
- специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала;
- формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
В процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.
Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:
- Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.
Содержание курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование осознанного отношения к решению задач, требующих логических операций, суждений, умозаключений. У обучающихся формируется умение выполнять сравнение, выделяя существенные признаки объектов окружающей действительности и отвлеченных понятий, классифицировать их, самостоятельно выделяя для этого разные основания. Проводится работа по обучению установлению причинно-следственных зависимостей (на материале учебных предметов).
Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами и критериями при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую из них информацию.
Происходит развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций; коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности.
Осуществляется восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо упроченных учебных навыков. Задача специалиста выработать у обучающегося самостоятельное использование способов учебной работы, обеспечивая помощь в освоении программного материала.
РЕЖИМ РАБОТЫ
учителя-дефектолога ГБОУ ЛО «Волховская школа»
2022/2023 учебный год
Дни недели |
Рабочее время |
Понедельник |
09:00-13:00 |
Вторник |
09:00-13:00 |
Среда |
09:00-13:00 |
Четверг |
09:00-13:00 |
Пятница |
09:00-13:00 |
Длительность занятий: 20 минут – индивидуальное занятие, 40 минут – групповое
Календарное планирование
дефектологического сопровождения
2022-2023 гг
Сроки |
Виды деятельности |
01.09 – 15.09 |
- знакомство с новыми учащимися и их родителями; - составление данных на учащихся и сопроводительной документации; - проведение стартовой диагностики; - посещение уроков; - консультации с учителями и родителями.
|
16.09-15.05 |
- составление индивидуальных планов; -коррекционно-развивающие занятия; - текущая диагностика; - консультации с родителями и учителями; - заполнение документации.
|
16.05-25.05 |
- итоговая диагностика; - консультация учителей и родителей; - составление документации и отчетности. |
Диагностическая работа включает:
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся , выявление индивидуальных возможностей;
- изучение развития эмоциональной, регуляторной, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся ;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня психосоциального развития обучающегося ;
- выявление особенностей коммуникативной деятельности обучающихся и способности к регуляции собственного поведения, эмоционального реагирования;
- изучение профессиональных предпочтений и склонностей;
- мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных специальных методик и вариативного программного содержания коррекционных курсов, методов и приемов коррекции, развития и обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося на уровне основного общего образования;
- проведение коррекционных курсов, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей обучения и обеспечения успешной социализации;
- системное воздействие на учебно-познавательную и речевую деятельность обучающегося , направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоциональной, регуляторной и личностной сферы обучающегося и психокоррекцию его поведения;
- формирование стремления к осознанному самопознанию и саморазвитию у обучающихся ;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний с учетом норм и правил общественного уклада;
- развитие навыков конструктивного общения и эффективного взаимодействия с окружающими;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- развитие осознанного подхода в решении нравственных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
- социальную защиту обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку педагогами и специалистами совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с каждым обучающимся;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися в освоении ими адаптированной основной образовательной программы основного общего образования;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения обучающегося ;
- консультативную поддержку обучающихся , направленную на содействие осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, формы и места дальнейшего профессионального обучения в соответствии интересами, индивидуальными способностями и склонностями с учетом имеющихся ограничений.
Информационно-просветительская работа включает:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся посредством размещения информации на официальном сайте образовательной организации и страницы образовательной организации в социальных сетях;
- различные формы просветительской деятельности (вебинары, онлайн-консультации, беседы, размещение информации на официальном сайте образовательной организации и странице образовательной организации в социальных сетях);
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-психологических особенностей различных категорий обучающихся .
Памятка_Как_стать_успешным_учеником.pdf